Речевое развитие маленького ребенка
Речевое развитие маленького ребенка индивидуально. Одни рано начинают лепетать, к году активно используют слоговую речь, постепенно переходя к целым и все более длинным словам и предложениям. Другие молчат до 2-3 лет, но потом начинают говорить сразу правильными фразами. У третьих грамотная и членораздельная речь формируется лишь ближе к школе. Понять, ждут ли вас и ребенка проблемы с развитием речи, можно еще до полугода.
Если же малыш редко кричит, даже когда голоден или мокрый, если первые звуки он произнес ближе к году, начинайте активно заниматься упражнениями на артикуляцию и мелкую моторику. И не забудьте посоветоваться с врачами: убедитесь в нормальном развитии речевых органов и слуха у ребенка. Причин задержки речевого развития малыша может быть несколько. Иногда они существуют в комплексе. Недоразвитие артикуляционного аппарата - слабость мышц языка, губ, щек, короткая уздечка языка, проблемы со слухом. Эти проблемы выявляет врач, и он же должен назначить соответствующее лечение. Также к физиологическим причинам следует отнести и плохое кровоснабжение речевого центра мозга - с этим также должен разбираться доктор.
Если кто-то из родителей, близких родственников, бабушек или дедушек имел проблемы с развитием речи, начал говорить поздно, плохо артикулировал, вполне вероятно, что эту особенность он передал малышу по наследству. Речь маленького ребенка изначально развивалась нормально, но вследствие стресса (развод родителей, резкий отрыв от груди, длительное неожиданное расставание с мамой или привычным ухаживающим лицом, сильный испуг, тяжелая болезнь и т.п.) малыш замолчал. Проконсультируйтесь с психологом и логопедом, чтобы помочь крохе пережить подобную ситуацию. К ним относятся ошибки воспитания малыша, скорректировать которые по силам самим родителям. В частности:
Ситуация, когда говорить маленькому ребенку вроде бы и незачем. За него все скажут взрослые. Причем чаще всего из самых лучших побуждений! «Посмотри, что это? Машина, ты понял, скажи - «машина», ну что же ты, она делает би-би-би, поэтому бибика, у папы тоже такая, она красная, скажи...» Бедному ребенку просто некуда вклиниться, чтобы произнести не то что слово, но даже звук! Конечно, никто не спорит, с детьми надо много общаться, но у всего должны быть разумные пределы!..
Кроха просто не успевает уловить движения речевого аппарата мамы, папы или бабушки, и сбивчивое и прерывистое речевое дыхание. В этих случаях взрослым надо последить за своей речью и исправить эти недостатки у себя, прежде чем требовать выработки правильных речевых навыков у чада. Некоторым детям достаются неразговорчивые, погруженные в свои мысли и дела родители. Они искренне недоумевают: о чем можно говорить с маленьким ребенком, ведь он такой маленький. Ничего не знает, ничего не понимает! А рассказывать сопящему в коляске свертку о том, что небо голубое, а солнышко сегодня особенно яркое, как-то странно... Даже глупо... И сопровождать каждое свое действие комментариями - «Сейчас будем кашку кушать», «Машенька пойдет купаться» - тоже вроде незачем, делаем то, что надо, и делаем... Кстати, такие «молчуны» - родители частенько именно это бытовое и ежеминутное общение с ребенком заменяют чтением сказок и стихов.
Но для правильного и своевременного развития речи малышу важно не только слушать, но и видеть речь, обращенную непосредственно к нему. И проводить параллели между слова ми и действиями взрослых. Именно так формируются и словарный запас, и привычка к вербальному мышлению... Эту причину логопеды и психологи считают одной из главных в возрастающей «молчаливости» современных детей. Огромное количество разговоров, ведущихся взрослыми, сегодня перенесено из областей «звучащих» в письменные. Скайп, эсэмэски, чаты и форумы - все это очень удобно молодой маме: она общается, но при этом не мешает, например, малышу спать. Одной рукой придерживает головку у груди, другой - набирает сообщение... Казалось бы, неважно, когда заговорит ребенок - чуть раньше или чуть позже своих сверстников. Однако если речь малыша к трем годам находится в зачаточном состоянии, это может сказаться в дальнейшем и не лучшим образом.
Мозг и интеллект ребенка развиваются во взаимосвязи всех своих частей и отделов. Недоразвитие одного из них (в нашем случае - речевого) ведет к торможению и остальных. К трем годам ребенок обычно начинает проявлять яркий интерес к другим детям, их занятиям, играм, общению. Молчаливому малышу сложнее познакомиться, предложить играть вместе. Но если эти желания еще молено выразить жестами, то вот задать свои правила игры, настоять на своем без языка невозможно. К тому же дети бессознательно определяют место другого в своей компании по его «полезности», т.е. тот, кто обладает большим количеством навыков взаимодействия (более ловкий, знает больше игр, умеет придумать интересные развлечения), оказывается на высокой ступеньке в детской иерархии. Ребенка же, не умеющего даже говорить, другие малыши автоматически относят к категории «маленьких» и, значит, «бесполезных» или пригодных к подчиненным ролям. Потом такому ребенку сложнее встроиться в детский коллектив, найти и занять в нем именно то место, которое он хотел бы (и мог бы!) занимать в соответствии со своим темпераментом, характером и способностями, заложенными от природы.
Речь — как внешняя, так и внутренняя — дает ребенку возможность осознать себя, свои границы, свои желания, потребности, возможности. Плохо говорящему малышу нужен «переводчик» для общения с окружающим миром, в роли которого чаще всего выступает мама. В связи с этим ребенок, который в норме к трем годам (пресловутый кризис трех лет в этом и состоит) должен начать существовать как отдельная личность, задерживается в своем отделении от мамы.