Проблемы развитие речи у ребенка
Наивысшим эволюционным достижением человечества, безусловно, является связная речь. С появлением речи стали возможны сложные формы общественной организации. Появилось умение озвучивать свои мысли, возникли предпосылки к пониманию другой личности.
Обычно развитие речи у ребенка дошкольного возраста разделяют на три базовых этапа. Период слов начинается в конце первого года жизни малыша и заканчивается в конце второго года. Начало этого этапа знаменуется спонтанным повторением парных слогов («та-та», «ла-ла», «ко-ко»), а позже приходит осознание их значения.
Период предложений сопровождает практически весь третий год жизни малыша и отличается выраженным преображением речи: усложняются грамматические конструкции, формируется более чистое и правильное произношение. Считается нормой, если у ребенка в этот период произношение большинства слов еще далеко не идеально, а употребление грамматических форм не совсем верно.
Период своеобразной речи продолжается с трех до семи лет. В это время ребенок практикуется в употреблении длинных предложений, активно спрашивает и ожидает развернутых ответов на свои вопросы (ведет диалог).
На развитие речи ребенка оказывают влияние многие факторы – как биологические (индивидуальные), так и внешние, относящиеся к окружающему миру. Большое значение имеют врожденный умственный потенциал, умение слышать и наблюдать, физическое состояние артикуляционного (речевого) аппарата. Стоит обращать внимание и на окружение малыша, так как именно оно стимулирует его к необходимому уровню развития речевых навыков.
К проблемам развития речи у ребенка можно отнести запоздалый переход к использованию выражений из двух и более слов, недостаточный словарный запас, а также выраженные трудности в произнесении гласных звуков.
Если ребенок хорошо понимает и выполняет просьбы взрослых соответственно возрасту, а речевые проблемы касаются лишь сферы устного общения с целью коммуникации, то можно говорить о простом (обычном) отставании в развитии речи. Такое явление в большей степени обнаруживается у мальчиков. Часто это наследственная проблема, полностью исчезающая при достижении ребенком пятилетнего возраста.
Более сложные проблемы развитие речи у ребенка, волнующие не только родителей, но и специалистов, имеют хроническую форму отставания, обусловленного отдельными факторами, как в самом ребенке, так и в его окружении. Хронические нарушения речи, в отличие от простых, не проходят с возрастом, а преобразуются в постоянный дефект. Чаще всего, такие проблемы развития речи возникают у детей с различными поражениями головного мозга, нарушением координации движения, низкими показателями физического и умственного развития.
В логопедической практике существуют две основные классификации нарушений речи у детей: психолого-педагогическая и клинико-педагогическая. Они не противопоставляются друг другу, а наоборот, дополняют и рассматривают проблемы развития речи у ребенка с разных точек зрения. Рассмотрим некоторые логопедические нарушения, наиболее часто встречающиеся в практике специалистов и успешно поддающиеся коррекции.
Дислалия:
Это нарушение речевого произношения самое распространенное среди дошкольников. Дислалия диагностируется в том случае, когда у ребенка прекрасный слух, хороший словарный запас, он не допускает грамматических ошибок во время построения предложений, но при этом произношение звуков напоминает лепет совсем маленького ребенка (вместо «собака» говорит «шабака», или «книзька» вместо «книжка»). При таком нарушении звуки могут смешиваться, заменяться другими или искажаться. Из-за невозможности произносить звук правильно, ребенок ищет и создает свой звуковой вариант, максимально приближенный к общепринятому.
Дислалия бывает механическая и функциональная. Механическая дислалия характеризуется отклонениями в строении речевого аппарата (дефекты челюсти или зубов, укороченная уздечка языка). В этом случае специалисты могут подобрать специальные упражнения для коррекции состояния, а иногда необходим и хирургический метод.
Функциональная дислалия более благоприятная по прогнозам. Она в подавляющем большинстве случаев успешно и быстро устраняется при помощи артикуляционной гимнастики и прослушивания специальных аудиосказок и песенок. Кстати, функциональная дислалия напрямую связана с культурой речи в семье. Чаще разговаривайте с малышом, читайте и пойте вместе с ним, а главное произносите слова правильно, ведь ребенок копирует произношение именно у взрослых.
Дизартрия:
Дизартрией называется произносительное нарушение речи, вызванное чаще всего парезом артикуляционного аппарата. Общий признак такой проблемы развития речевых навыков – невнятная, неразборчивая, монотонная речь. Нарушения касаются всех составляющих произносительной стороны речи: речевое дыхание, голос, интонация, звукопроизношение. Такие дети отличаются и низкой моторикой, они мало рисуют и лепят, а готовность руки к письму задерживается в своем развитии.
Алалия:
Довольно тяжелое, но к счастью весьма редкое речевое расстройство. Главным пусковым механизмом развития алалии служит поражение зон коры головного мозга, отвечающих непосредственно за речь. Причин поражения несколько: тяжелые роды, родовые травмы, «сбои» во время внутриутробного развития и травмы головного мозга. Малыш с алалией имеет как бы «спящий язычок», языковая способность попросту не развивается. Такое нарушение у ребенка имеет две разновидности: сенсорная (ребенок не понимает речи, обращенной к нему) и моторная.