Причины заикания маленького ребенка
Причины заикания маленького ребенка можно разделить на две группы: биологические и социально-психологические. Биологические всегда носят предрасполагающий характер, могут быть врожденными и приобретенными. Заикающимся нельзя родиться, но им можно стать. Например, под влиянием врожденной возбудимости (или заторможенности) и неуравновешенности. Или наличия нервно-психических заболеваний. И даже на фоне леворукости, если у маленького ребенка нет четко выраженного приоритета полушарий головного мозга, что мешает ему сначала обдумать фразу, а затем ее высказать.
Сбои в речи могут усиливаться, если «левшу» насильно переучивать на «правшу». В этот момент, особенно в возрасте от 2 до 5 лет, в силу вступает социально-психологический фактор, вызывающий волнение, тревогу, боязнь порицания. А бывает, дети просто подражают заикающимся родителям, то есть папа или мама передают привычку. Особенно если тип нервной системы у заикающегося родителя и маленького ребенка совпадают.
Проблемы могут возникнуть и у детей совершенно здоровых родителей: если речь взрослых, которые окружают маленького ребенка, небрежна, тороплива, с проглатыванием слогов и окончаний. Биологические факторы могут быть связаны с тяжелой беременностью и родами у мамы, приводящими к раннему органическому поражению головного мозга ребенка. Заикание нередко сопровождает такие диагнозы, как ДЦП, олигофрения, ОНР (общее недоразвитие речи). Напрямую заикание не передается по наследству - наследуется тип темперамента. Среди заикающихся много холериков - торопыжек с импульсивными реакциями и тревожностью. В группе риска также меланхолики, которые все глубоко переживают, слезливы. И те, и другие неадекватно реагируют на различные ситуации, вплоть до эмоционального стресса, который блокирует неокрепшую речь маленького ребенка в возрасте 2-5 лет, особенно если его переживания сопровождаются речевыми или голосовыми реакциями.
Пугаются все, но ведь не все после этого заикаются. Сильному испугу - острой психотравматизации подвержены сверхвозбудимые и сверхчувствительные дети, с преобладанием черт холерика или меланхолика. Если такой ребенок в дошкольном возрасте переживает испуг, то принятое мнение может подтвердиться. А если в характере ребенка преобладают черты флегматика, то есть он уравновешенный, медлительный, его реакция на страх будет замедленной, и серьезных последствий, возможно, удастся избежать. Тут мы переходим к причинам социально-психологическим: иногда заболевание провоцируют сами родители. В возрасте 2-5 лет, особенно чувствительном для формирования речи, надо предупреждать травмирующие детей ситуации: не рассказывать страшные истории, ограничить посещение зрелищных мероприятий, оградить ребенка от семейных ссор и т. п. Особенно опасно, когда испуг сопровождается речевыми реакциями: например, напала собака, ребенок побежал, споткнулся, упал и закричал от страха.
В результате включается механизм торможения, который блокирует речевые реакции. Если речь по этим причинам формируется в пределах возрастной нормы (или опережает ее), то к 6 годам дети отчасти застрахованы. Но, например, истероидные личности не застрахованы никогда. Но, как показывает практика, таблетки могут помочь, если проблему поймали буквально в первые 10 дней ее появления. Потом рефлекс речевого затруднения закрепляется. Дети начинают капризничать, нарушается сон. Боятся они, в первую очередь, реакции родителей. Поэтому в борьбу. С заиканием должна включиться вся семья - все должны стараться сохранять спокойствие и не внушать ребенку, что с ним что-то не так. Контролируйте собственную речь и эмоции. Если обратиться к логопеду в поликлинику, он, вероятнее всего, порекомендует некоторое время не водить ребенка в детский сад, исключить телевизор и другие зрелищные мероприятия. Но никто не учит родителей, как вести себя с детьми, как с ними разговаривать.
Мамам и папам по этим причинам следует быть очень внимательными, когда малышу 3-4 года. В этот период запинки в речи случаются у большинства: ребенок хочет многое сказать, а технически ему пока сложно это сделать. Он начинает захлебываться, перескакивать с одной мысли на другую. В этот момент родители должны стать образцом для подражания: говорить четко, внятно. Не «здрасьте», а «здравствуйте», не «Сан Саныч», а «Александр Александрович». И книги читать малышу не скороговоркой, а с чувством, с толком, с расстановкой. Но взрослые, к сожалению, часто не контролируют свою речь: ее темп, ритм, четкость, последовательность мыслей. Между тем, темп и ритм речи говорящего влияют на того, кто слушает. Чем быстрее говорит один, тем вероятнее второй ощутит нервозность. Через правильный ритм речи выравнивается эмоциональное состояние. А у заикающихся ритм потерян. Проблема заикания стоит в дефектологии особняком: логопед общего профиля может не знать всех тонкостей. Надо искать того, кто специализируется именно на этом - заиколога. Но их не так много. Сегодня вообще ситуация сложная: в логопедических садах закрываются группы для заикающихся, в больницах - специализированные отделения.